Художественная галерея «Голубая гостиная» – одна
из наиболее известных выставочных площадок
Северной столицы, давно и по праву получившая
признание у представителей творческого
сообщества нашего города. В ее залах регулярно
проводятся выставки – как персональные, так и
групповые, знакомящие с творчеством признанных
мастеров отечественного искусства и художников,
чей путь в искусстве только
начинается.
Следует особо
подчеркнуть, что имена многих талантливых
живописцев, скульпторов, графиков, мастеров
прикладного искусства в последние два
десятилетия впервые «прозвучали» именно
благодаря таким выставкам. Камерный характер
экспозиционного пространства «Голубой гостиной»
позволяет представить искания того или иного
мастера, художественной группы или проекта
«крупным планом». Это, в свою очередь,
располагает к неспешному постижению эстетических
достоинств каждой работы в отдельности и
творческого явления в его наиболее важных,
сущностных чертах. История «Голубой гостиной»
включает множество ярких и запоминающихся
страниц – выставок, творческих встреч,
презентаций различных изданий и проектов,
обсуждений с участием петербургских ведущих
критиков и искусствоведов… Во многом это стало
возможным благодаря преобразованиям, проведенным
в середине 1990-х годов живописцем, заслуженным
художником России Николаем Семеновичем Лысаком.
Именно он взял на себя непростую
задачу создания выставочного пространства,
«альтернативного» по отношению к основным залам
петербургского Союза художников, и
предоставившего столь необходимую художникам
возможность освоиться в реалиях новых, рыночных
отношений, не обошедших стороной и
изобразительное искусство. Следует отметить, что
еще с начала 1970-x годов зал, в котором сейчас
располагается постоянная экспозиция «Голубой
гостиной», был отведен под «экспериментальную»
выставочную площадку, где экспонировались работы
художников, тяготевших к поиску новых,
непроторенных путей в разных видах искусства.
Достаточно упомянуть первую совместную выставку
Феликса Волосенкова, Валерия Лукки и Вячеслава
Михайлова, проходившую в 1984 году, и вызывавшие
неизменный интерес у зрителей и специалистов
ежегодные выставки под названием «Одна
композиция» (1976–1986), во многом ставшие
этапным событием в истории ленинградского, и, в
какой-то мере, всего советского керамического
искусства.
Инициатива
превращения «Голубой гостиной» в настоящую
современную художественную галерею (включившую
после реконструкции также помещение бывшего
кинозала и архива отдела кадров), позволяющую
художникам не только показывать, но и
реализовывать свои работы, была предложена Бюро
секции живописи Союза художников в непростой
духовной и экономической ситуации начала
девяностых. Это время предоставило небывалый
простор для реализации подобных начинаний, с
другой – требовало колоссальной
работоспособности и немалого мужества в
преодолении всевозможных трудностей и
препятствий. Так или иначе, это начинание было
успешно реализовано, и на карте культурного
Петербурга появился еще один значительный
объект, в целом ориентирующийся на политику
современных галерей, но, тем не менее, имеющий
свой узнаваемый индивидуальный стиль, который
принято определять двумя словами, ставшими
своего рода паролем для художников, зрителей и
коллекционеров: «Голубая гостиная». На
протяжении последних лет галерея успешно
осуществляет свою миссию, помогая художнику
найти не только своего зрителя, но и покупателя
– подлинного ценителя и знатока творчества наших
современников или представителей старших
поколений, работавших еще в довоенное время.
Однако главным для галереи остается проведение
выставок и мероприятий, некоторые из которых
перерастают в значительные акции, «выходящие» на
ведущие художественные учреждения Петербурга и
вызывающие немалый резонанс в культурной среде.
К числу таких мероприятий можно отнести
масштабный выставочный проект, представивший
ретроспективу творчества Дмитрия Беляева –
замечательного представителя ленинградской школы
реалистической живописи и проходивший весной
2011 года на экспозиционных площадках Русского
музея (Мраморный дворец) и
Научно-исследовательского музея Академии
художеств. Необходимо упомянуть и презентации
изданий – таких, как книга И.Г.Романычевой
«Академическая дача», выход которой был
приурочен к 125-летию создания этого
прославленного художественно-педагогического
центра; и сборник «Я прожила интересную жизнь,
как хотела…» (2010), посвященного памяти
искусствоведа Л.В.Яковлевой. Особого упоминания
заслуживают выставки самобытных ленинградских
живописцев 1920–1930-х годов Виктории
Белаковской и Виктора Прошкина,
художников-фронтовиков Николая Тимкова, Анатолия
Левитина, Алексея Еремина, Бориса Лавренко и
Соломона Эпштейна и одного из ярких
ленинградских мастеров поколения
«шестидесятников» Андрея Яковлева, Германа
Егошина, Валентины Рахиной, Юрия
Павлова.
Большое внимание «Голубая
Гостиная» уделяет творчеству молодых художников,
в галерее регулярно выставляются выпускники и
даже студенты Института им.И.Е.Репина (В.Ежаков,
А.Виноградова, А.Шумкин, Н.Могилевцев и др.).
Активное участие галерея в лице Николая и Елены
Лысак принимает в издательской деятельности
Академии художеств, помогая ей в издании книг,
посвященных Академической даче и творческому
наследию Е.Е. Моисеенко. «Голубая Гостиная»
издавала книги, посвященные творчеству известных
петербургских художников Юрия Павлова, Дмитрия
Беляева, мастерской Института им.И.Е.Репина,
возглавляемой профессором В.С.Песиковым, СХШ
им.Б.Иогансона (к 80-летию этого учебного
заведения).
Многообразие школ и
направлений, получивших отражение на выставках
«Голубой гостиной», широкая география городов и
регионов, которые представляют их участники,
убедительно подтверждают высокий статус галереи
как активного полноправного участника творческой
жизни современного Петербурга. Предоставляя
возможность предложить свои работы на суд
зрителей признанным мэтрам и представителям
«поколения молодых» и принимая деятельное
участие в реализации совместных проектов, она
помогает сделать замечательное художественное
наследие прошлого и созданное нашими
современниками достоянием возможно более
широкого круга ценителей искусства. На очереди –
новые значительные проекты, которые должны стать
подлинным событием для галереи и ее благодарных
зрителей.
Руслан Бахтияров
Кандидат искусствоведения,
научный
сотрудник Русского музея