Илья Ефимович Репин "Портрет неизвестной" (холст, масло; 57х47; слева внизу "И. Репинъ 1906")
Ильи Ефимович Репин (1844- 1930) – великий русский живописец, один из самых крупных, известных европейских художников Х1Х столетия. За свою долгую земную жизнь он преуспел во всех областях изобразительного творчества, работал во всех видах и жанрах: графика, живопись, тематическая картина, портрет, пейзаж. Он мастер крупноформатных исторических полотен и – создатель картин на актуальные темы дореволюционной русской жизни. Он – реалист и психолог, академист по художественной выучке и - смелый экспериментатор в духе импрессионизма и модерна в своей живописной практике.
В 1900-е годы Репин пишет много портретов - прежде всего этюдов для грандиозной картины, изображающей заседание Государственного совета, но также и портреты семьи Льва Толстого, изображения творческой интеллигенции. Среди них есть и актрисы, в том числе новооткрытого Московского Художественного театра. Репин всегда любил писать портреты ярких личностей и - красивых женщин. Причем, дам он часто изображал в шляпках, которые подчеркивали индивидуальность образа и одновременно создавали ощущение времени. Эпоха модерна (ар нуво), когда написан этот портрет Репина, ассоциируется с модой на изящные шляпки. И в этом портрете, о котором мы сегодня говорим и который можно было бы назвать еще одной «Незнакомкой», вполне возможно - портрете актрисы, Репин создает несколько загадочный и привлекательный образ молодой женщины. Она как бы выглядывает из глубины картины, на ней темное платье, на голове - серо-зеленая шляпка. Сочетание черного, серого и зеленого создает изысканный, сдержанный колорит портрета, а формы шляпы и сочетание цветов типичны для стилистики модерна.
Взгляд модели внимателен и серьезен, она
словно вглядывается в зрителя, но не стремится
раскрыть ему свою душу. Мы лишь угадываем за
выражением ее глаз скрытый мир чувств и мыслей.
Возможно, это юная актриса, которая лишь
начинает свою карьеру, но уже испытала какие-то
разочарования, уже познала страдание. Невольно
возникает перекличка с образом Нины Заречной из
"Чайки" Чехова, новаторской пьесы, которая была
к тому времени поставлена и известна Репину
(Чехов бывал в мастерской художника, а сам Репин
увлекался его рассказами).
Перед
нами, казалось бы, обычный для гения русской
живописи портрет, камерный по характеру,
но высочайшее живописное мастерство,
"схватывание" образа вызывает интерес у зрителя.
И он еще раз демонстрирует тот высочайший
уровень, которого достигла русская культура, в
том числе русское изобразительное искусство в
эту эпоху.
Русская литература и русская живопись, как никакие другие в мире, преуспели в изображении психологии человека, тончайших "извивов" его душевных движений. Репин - современник Достоевского, Толстого, Чехова - создал целую галерею психологических портретов. И даже в парадных, заказных, или портретах неизвестных моделей он дает образ человека, а не только его плотский отпечаток, его видимый облик. Подобно Веласкесу и Гойи Репин вглядывается в душу своих персонажей и заставляет зрителя даже в обычном, рядовом портрете всматриваться в выражение лица, искать судьбу модели за ее портретным отражением. Тайны души, загадочность русской натуры, широкой и сложной, талантливой и противоречивой - все это отразилось в портретах Репина, все это вызывает огромный интерес к его творчеству, живой и поныне.
МАРИЯ ФОМИНА,
кандидат искусствоведения,
доцент
Института им.И.Е.Репина Академии Художеств
России,
член Союза художников России